ВОЗМОЖНЫЕ ТИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МАНЕВРОВ САМОЛЕТА В СЛУЧАЕ, КОГДА СТЕПЕНЬ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЗАВИСИТ ОТ УГЛА АТАКИ
Для самолетов сверхзвуковых компоновок, обычно
имеющих треугольные и стреловидные крылья, характерна существенная зависимость степени поперечной устойчивости от угла атаки на дозвуковых скоростях полета, когда производная момента крена по углу скольжения может быть аппроксимирована следующим образом:
т% (а) = а|3.
Рассмотрим, как изменятся свойства пространственного движения самолета в случае, когда степень поперечной устойчивости представлена в виде соотношения (22.1). Как и ранее, для получения данных о возможном количестве и расположении особых точек в пространстве параметров движения рассмотрим зависимость вида Атх (сох) от параметров управления самолета в продольном движении, а именно от ссб. Выражение для Атх (со*) в установившемся движении имеет вид
Подставляя выражения для аст (сох), рст (сох) из табл. 9.1, с учетом соотношения для определения аС) (20.1), получим-
|
|
|
|
Из анализа соотношения (22.3) можно сделать некоторые выводы, не выполняя расчетов. Поскольку аб входит в выражение (22.3) в четной степени, то тип маневра крена в рассматриваемом случае не зависит от знака угла атаки и характеристики поперечной управляемости самолета одинаковы как для положительных, так и для отрицательных углов атаки. Из соотношения (22.3) также следует, что функция Дгах (ш^) будет зависеть от соотношения критических скоростей крена, поскольку в числитель выражения входит соот-
189 Рис. 22.1. Зависимости параметров а. р и Ат от сЬ для случая, когда mj? = iu X L і Л ^ = mfa и йр < &а: |
———- аб >0;————— аб <0
Рис. 22.2. Зависимости параметров аст, рСт и Атх от для случая, когда
= thf’a и №а < йр
ношение, изменяющее знак при прохождении (Ьх через критическое значение сор. В этой связи, рассмотрим возможные случаи соотношений критических скоростей крена С0а и Фр.
Соотношение критических скоростей крена, когда сор < сЬа. Пример функции Дтх (соД для такого соотношения критических скоростей построен на рис. 22.1. Как отмечалось ранее, вид функции не зависит от знака аб. Из рис. 22.1 видно, что при относительно малых отклонениях элеронов движение самолета описывается фазовой картиной, в которой может быть до девяти особых точек. После превышения величиной Дт% некоторого бифуркационного значения Ami нарушается непрерывная связь между йх и Дfhx и количество особых точек уменьшается до пяти. Движение самолета при Дfhx > Affix происходит с ых > шах (фа, сор).
Соотношение критических скоростей крена, когда Фр > фа. Пример функции Afhx (фл.) для такого соотношения критических скоростей построен на рис. 22.2. Как и ранее, полученная функция не зависит от знака аб. Сопоставляя рис. 22.1 и 22.2, можно
Рис. 22.3. Построение схематической фазовой картины движения на плоскости Р, йх (б) с использованием зависимости (аСтРст) от йх (а) для ссб >0, сор < < «а (а) |
сделать вывод, что характер поперечной управляемости самолета существенно изменился. В рассматриваемом случае при малых отклонениях элеронов движение самолета описывается одним состоянием равновесия и только при превышении некоторого значения Дт*2 количество особых точек увеличивается и достигает пяти. Из рис. 22.2 видно, что в области угловых скоростей крена, меньших первой критической, сохраняется непрерывная связь между Атх и ых.
Близкие значения критических скоростей крена. При ~
~ сор ^ соф разрывы в функции Дтх (соЛ) отсутствуют и в основном сохраняется непрерывная зависимость со* от величины отклонения элеронов. При определенных сочетаниях характеристик
191
самолета и условий полета возможно существование небольшой области угловых скоростей крена, где нарушается непрерывная связь сох и Дтх при сох > соф. Рассмотренные типы зависимостей Дтх (бх) и аб ограничивают возможные типы маневров крена для тех случаев, когда степень поперечной устойчивости зависит от угла атаки. Полученные зависимости позволяют проанализировать характер фазовых картин движения при конкретных отклонениях органов управления.
Случай йр < соа. Рассмотрим характерные фазовые картины движения при таком соотношении критических скоростей, ограничив анализ маневрами,- при которых балансировка самолета выполняется на положительном угле атаки. Для маневров, выполняемых из условий балансировки самолета на отрицательном угле атаки, фазовые картины имеют аналогичный вид, необходимо только поменять знаки координат особых точек на противоположные.
На рис. 22.1 были приведены графики изменения углов атаки и скольжения в зависимости от (Ьх и потребного отклонения элеронов для реализации соответствующего движения. Рассмотрим картину движения в фазовом пространстве для случая Дтх = 0. Из рис. 22.1 следует, что движение самолета описывается девятью особыми точками, причем из условий апериодической устойчивости (10.8), (10.9) следует, что особые точки У, 4, 5, 3, 9 соответствуют устойчивым движениям, а особые точки 2, 3, б, 7 —
LP
^ис — 22.4. Схематическое изображение положения особых точек в пространстве Р, ©ж) для аб >0, col3<cba, А/п£е<0 |
![]() |
|
|
|
|
|
|
являются седловыми, так как в соответствующем характеристическом уравнении имеются положительные действительные корни. Для получения подробных данных о характере движения в фазовом пространстве необходимо производить многократное интегрирование уравнений движения, однако для получения качественных представлений можно воспользоваться более простыми приемами. Рассмотрим зависимость произведения астрст от (Ьх (рис. 22.3, а), при пересечении которой с прямой
й’х = 0 = mfcф — f трйх (22.4)
получаются координаты особых точек. Эта зависимость позволяет представить направление изменения угловой скорости крена на кривых статических решений рст (со*) и аст (соД, которые нанесены на графики (см. рис. 22.3, б) в виде стрелок. Зная по результатам расчетов характер движения в окрестности особых точек и направление изоклин, можно представить схему фазовых траекторий в виде условных проекций на плоскость (|3, сох) (см. рис. 22.3, б). Из условий построения этой картины и расположе
ния особых точек следует, что полученные фазовые картины являются кососимметричными относительно осей 0(3 И 0(Ov.
Некоторое уточнение полученной схемы фазовых траекторий можно пол учить, перейдя к рассмотрению трехмерного фазового пространства. Соответствующие иллюстрации приведены на рис. 22.4. Из приведенных иллюстраций видно, насколько сложной является фазовая картина движения самолета в рассматриваемом случае.
Случай щ > соа. Рассмотрим аналогичным образом фазовые картины движения самолета в этом случае. На рис. 22.2 были построены примеры зависимостей аст (со*), (Зст (ох*), Ашх (со*) при аб > 0. Из характера изменения зависимости Am* (со*) видно, что при относительно малых отклонениях элеронов движение самолета характеризуется одним состоянием установившегося движения, т. е. имеется единственная особая точка. При отклонении элеронов, большем некоторого бифуркационного значения, движение усложняется, так как в фазовом пространстве появляется пять особых точек, три из которых соответствуют апериодически устойчивым движениям (во всяком случае в этих особых точках действительные корни — отрицательны), и две являются седловыми особыми точками.
Воспользовавшись приведенной ранее процедурой получения данных об изоклинах, можно представить схему фазовой картины движения на плоскости (|3, со*) (рис. 22.5). Несколько более полное представление о фазовых картинах движения дает схема, построенная в трехмерном пространстве (а, р, со*) (рис. 22.6).
Рис. 22.6. Схематическое изображение положения особых точек и фазовых траекторий в пространстве (а, Р, со^) для а6 > 0, о>а < сор, А< О |
|
|
|
|